Введение

Речь пойдет о применении в музыкальном творчестве синтезаторов (в первую очередь, входящих в состав звуковых карт), поддерживающих стандарт XG, а также о специфических программах, позволяющих использовать их неочевидные возможности.

Существует несколько десятков моделей устройств, поддерживающих спецификацию XG. Их список непрерывно растет. Мы будем ориентироваться на самые доступные для читателя устройства. Их не так уж и много. Преж­де всего, это две всемирно известные звуковые карты серии WaveForce фирмы Yamaha — DB50XG и SW60XG. Относительно недавно появилась в продаже еще одна звуковая карта, ориентированная на широкий круг пользователей — WF192XG. Эта карта, в отличие от DB50XG и SW60XG, устанавливается в слот шины PCI и, кроме тон-генератора, содержит синтезатор физического моделирования и оперативную память. Менее доступной является новая звуковая карта SW1000XG. Совместимая с «бриллиантовым» (по мнению производителей и потребителей, которые хотя бы раз послушали его звучание) тон-генератором MU100R, эта звуковая карта относится к категории профессиональных устройств. Очень многие воспринимают XG всего лишь как очередную спецификацию, определяющую набор MIDI-инструментов и эффектов, поддерживаемых синтезатором. Однако XG — это не просто новая спецификация, а целая идеология. Мы не будем подробно рассматривать все тонкости спецификации — всю интересующую информацию вы найдете в пятидесятистраничном документе «YAMAHA XG Format Specifications» (http://www.yamaha-xg.com), состоящем в основном из таблиц и списков MIDI-сообщений. Повествуя об XG, мы постарались максимально сократить сведения о системных сообщениях (System Exclusive) XG и приводить их лишь там, где это уместно в качестве примеров тех или иных MIDI-сообщений. Без этого никак не обойтись: «Любишь сочинять музыку на компьютере, люби и байты посылать». Полный набор МIDI-сообщений (в том числе и системных) приведен в руководстве пользователя тон-генератора. Здесь позволим себе процитировать строки из документа «The Alternative DB50 Guide», который вы найдете на уже упомянутом сервере http://www.yamaha-xg.com, приблизительный смысл которых будет следующим: «После прочтения руководства по DB50XG , вам в голову, возможно, придет одна из следующих мыслей:

Как российские музыканты, мы могли бы заменить последний пункт: «А не записаться ли на курсы английского языка?». Хотя знание английского не сильно облегчит понимание руководства пользователя DB50XG. Вероятно, составители этого документа решили применить метод изучения возможностей звуковой карты, основанный на знании психологии любителей музыкального компьютера, а именно, — кроме руководства пользователя, к DB50XG прилагается CD-ROM с примерами MIDI-файлов, демонстрирующими особенности спецификации XG. Прослушав эти файлы, вы, возможно, «загоритесь» желанием использовать услышанное в своем музыкальном творчестве, и непонятное руководство не послужит для этого препятствием. Руководство пользователя представляет собой краткий справочник, а не самоучитель. Овладев возможностями спецификации XG (надеемся, с помощью нашей книги), вам придется лишь иногда заглядывать в руководство, чтобы что-нибудь уточнить. В повседневной творческой деятельности в этом нет необходимости — частично справочная информация содержится в специальных программах, называемых редакторами XG. По сути, эти программы являются виртуальными устройствами ввода МIDI-информации. Пользователь с помощью мыши изменяет положение того или иного регулятора, а программа генерирует соответствующие MIDI-сообщения. Редакторы XG могут работать как автономно, так и совместно с любым из музыкальных редакторов. А информация, содержащаяся в таблицах руководства пользователя, пригодится в тех случаях, когда небольшое системное сообщение проще набрать вручную, чем сформировать средствами редактора XG. В основу идеологии XG положены три взаимосвязанных принципа.

Совместимость (Compatibility). Звучание XG-сонга не зависит от модели тон-генератора (синтезатора) XG. Кроме того, стандартом обеспечивается совместимость GM с XG-сонгами.

Масштабируемость (Scalability). Этот принцип придает стандарту гибкость. Различные тон-генераторы XG обладают разными возможностями: разным количеством инструментов, одновременно звучащих эффектов и т.д. Допустим, что для самого современного и очень дорогого тон-генератора XG был написан сонг, в котором используются инструменты и эффекты, поддерживаемые пока только этой моделью тон-генератора. Как прозвучит этот сонг, если его воспроизвести на более простом тон-генераторе XG? Эффекты, неподдерживаемые этим тон-генератором, просто не будут звучать, а неподдерживаемые инструменты будут автоматически заменяться наиболее близкими к ним по звучанию из основного набора. Естественно, сонг будет звучать беднее по сравнению с тем, каким он был задуман, но сама по себе музыкальная композиция не исказится.

Расширяемость (Expandability). Спецификация XG открыта для расширения и дополнения. Для обеспечения в будущем совместимости и масштабируемости в спецификации предусмотрены возможные пути ее расширения. Например, заранее оговорено, в каких банках следует размещать вновь создаваемые инструменты.

На некоторое время вернемся к принципу совместимости. Многие полагают, что спецификация GS является расширением GM, a XG, в свою очередь, — расширением GS. Действительно, это утверждение верно применительно к возможностям синтезаторов, соответствующих этим трем спецификациям. Но с точки зрения совместимости, GS и XG являются альтернативными спецификациями. Сонг, созданный для синтезатора GS будет воспроизводиться с искажениями на синтезаторе XG и наоборот. Спецификации XG и GS не совместимы друг с другом, но каждый из них совместим с GM. Для иллюстрации этого приведем следующий пример. В соответствии со спецификацией XG номер банка инструментов задается двумя сегментами: вначале следует старший семибитный сегмент (MSB), а затем младший (LSB). Чтобы выбрать банк с тем же номером в GS, старший и младший сегменты следует поменять местами. Иными словами, для выбора банка №2 в XG передается число 2, а в GS — число 2*128=256. И это лишь один пример из множества несовместимых MIDI-команд стандартов XG и GS. Однако тон-генераторы XG могут работать в режиме тон-генернтора TG300B. Это, по существу, обеспечивает совместимость с GS вплоть до уровня системных сообщений. Чтобы перевести тон-генератор в режим TG300B, нужно послать системное сообщение F0 43 71 7Е 09 01 F7. Кроме того, тон-генераторы XG могут работать в режиме GM, воспринимая при этом только команды, соответствующие спецификации GM. Перевод тон-генератора в режим GM осуществляется сообщением F0 7E 7F 09 01 F7. Таким образом, тон-генератор XG поддерживает все основные MIDI-спецификации: GM, GS и XG. Чтобы вернуть тон-генератор в режим XG, нужно послать системное сообщение F0 43 1n 4С 00 00 7Е 00 F7, где n — номер устройства (если используется один тон-генератор, то n=0). Существует мнение, что стандартизация в области музыки бессмысленна. В качестве примера приведем цитату: «Задумайтесь на секунду: GM/GS/XG призваны стандартизировать звуки, принуждают к использованию одинаковых звуков во всех синтезаторах, одинаковой архитектуры синтеза. То есть они вводят стандарт на то, что ни в коем случае не должно быть стандартным! Ведь прелесть синтезаторов именно в том, что все они разные, они по-разному синтезируют звук, по разному звучат». Мы считаем, что MIDI-спецификации нужны, без них в мире компьютерной музыки не обойтись. Это утверждение оставим без комментариев. MIDI-спецификации стандартизируют не само звучание синтезатора, а MIDI-сообщения, воспринимаемые этим синтезатором, ограничивают снизу минимальный набор MIDI-инструментов и эффектов, не препятствуя расширению этого на­бора. Что же касается XG, то, действительно, эта спецификация стандартизирует звучание инструментов — требует от производителя оборудования обеспечить качество звучания не хуже заданного. Это вовсе не исключает того, что у разных тон-генераторов XG звучание одноименных инструментов похоже, но не одинаково, т.к. эти инструменты могут быть основаны на разных сэмплах (разного качества и тембрового окраса). Но не в этом суть. Звучание любого из инструментов (как мелодического, так и ударного) может быть изменено пользователем путем задания значений стандартизированного набора параметров. При этом можно получить столько же модификаций звучания одного и того же инструмента, сколько цветов в радуге (кто-то видит всего семь, а некоторые способны различать тысячи оттенков). Одним словом, все зависит от слуха, не столько музыкального, сколько обычного. Некоторым людям вообще кажется, что все инструменты в стандартном наборе GM звучат одинаково, если на них играть одну и ту же ноту. По нашему мнению, автор упомянутой статьи допустил неточность. На самом деле MIDI-спецификации не затрагивают архитектуру синтеза. А с тем, что «прелесть синтезаторов именно в том, что все они разные, они по-разному синтезируют звук, по-разному звучат» мы согласны на все 100%. Любой музыкант подтвердит то, что звучание, например, инструмента №1 (при нумерации от 1) основного банка (Grand Piano), различно у разных синтезаторов (даже если они соответствуют одинаковым MIDI-спецификациям и используют одинаковую архитектуру синтеза).

В любом случае, благодаря спецификациям в компьютерной музыке существует возможность обмена MIDI-файлами (или сонгами различных музыкальных редакторов) между музыкантами, использующими в своем творчестве различные синтезаторы, А чем больше возможностей заложено в спецификации, тем точнее можно передать свою музыкальную идею. Спецификация XG на сегодняшний день является самой прогрессивной и, в то же время, доступной. В зависимости от соотношения степеней использования MIDI и цифрового звука существуют различные подходы к созданию компьютерной музыки. Вот только два крайние из них:

У каждого из подходов есть свои положительные и отрицательные стороны, которые сейчас обсуждать не будем. Очевидно, что нужно уметь делать все: работать как с MIDI-, так и с WAVE -треками. А если вам доступны огромные возможности тон-генератора XG, то просто глупо их не использовать. Путешествуя по серверу http://www.yamaha-xg.com вы можете с помощью специального теста проверить свои знания спецификации XG. Если же вы чувствуете себя уверенно при эксплуатации тон-генератора XG, то не тратьте время на тест и изучение следующего раздела, в котором мы рассмотрим не­которые особенности спецификации XG.

Содержание Вперед

Hosted by uCoz