Одним из редакторов, обладающих мощными средствами автоматизации ввода MIDI-информации, является Cakewalk Pro Audio. Редактор содержит множество сре дств ввода и редактирования MIDI-информации, которые уже стали традиционными: менеджер дорожек (окно Track); рулон отпечатков клавиш, совмещенный с графическим редактором манипуляторов и параметров звука (Piano Roll); редактор нот (Staff); консоль (Console View) цифрового микшера, впервые появившуюся в версии 7.0; графический редактор темпа (Tempo); редактор банков системных сообщений (SysEx) и др. Отдельно стоит отметить технологию визуального конструирования виртуальных панелей студийного оборудования (StudioWare Panel). Пользователь может настроить не только вид каждого из элементов интерфейса, которые он считает необходимым разместить на панели, но и запрограммировать реакцию на изменение их положения, которая может быть довольно сложной. Имеется возможность сохранять виртуальные панели в виде файлов и обмениваться ими со своими коллегами — компьютерными музыкантами.
С помощью StudioWare можно создать панель управления ресурсами тон-генератора XG. Многие музыканты уже разработали такие панели и даже опубликовали их в Internet. В качестве примера приведем панель XG Reverb для управления параметрами реверберации (рис.3).
Рис.3. Панель управления параметрами реверберации, реализованная средствами StudioWare музыкального редактора Cakewalk Pro Audio
Эту панель, автором которой является Andreas Seidel, мы взяли на сервере http://www.cakewalk.com. Документацию, касающуюся спецификации XG, вы сможете найти на http://www.yamaha.co.uk/xg/. Там же имеются панели для управления тон-генераторами XG.
Использование готовых панелей облегчает управление ресурсами тон-генератора XG — не нужно работать с системными сообщениями на уровне отдельных байтов. Системные сообщения формируются автоматически, на основании информации о положении того или иного виртуального регулятора.
В верхней части панели (см. рис.3) расположены кнопки выбора типа реверберации. Параметры реверберации изменяются с помощью движков регуляторов. Под каждым из регуляторов расположена кнопка включения/выключения и виртуальный светодиод, индицирующий активность регулятора. Результат настройки можно сохранить в текущей позиции сонга с помощью кнопки Snapshot (кнопка с изображением фотоаппарата). После нажатия этой кнопки загляните в окно списка сообщений. Автор виртуальной панели уже позаботился об этом, предусмотрев кнопку EventList.
Действительно, в списке сообщений появятся системные сообщения, настраивающие эффект-процессор ХG в соответствии с положением виртуальных регуляторов (рис.4).
Рис.4. Значения параметров реверберации, установленных с помощью панели XG Reverb, сохраняются в виде системных сообщений
Однако у панели XG Reverb есть и недостатки. После выбора типа реверберации регулятор глубины эффекта будет недоступен. Этот несущественный недостаток можно было бы легко исправить, переключившись в режим Design, однако это сделать невозможно — виртуальная панель защищена паролем, который знает только ее автор.
Не все музыканты используют редактор Cakewalk, и, следовательно, не могут наслаждаться прелестями технологии StudioWare. В распоряжении приверженцев Cubase имеются более скромные возможности, предоставляемые технологией виртуальных микшеров, доступных для треков типа Mix. Файлы готовых микшеров (Cubase Mixer Maps), предназначенных для управления параметрами тон-генераторов XG, можно тоже найти в Internet. Аналогичная технология — называемая Environment — имеется в распоряжении пользователей музыкального редактора Logic Audio. Однако не все имеют доступ к Internet, а проектирование собственных виртуальных панелей — не простое дело. Поэтому рассмотрим средства автоматизации управления тон-генераторами XG, которые можно использовать с любым из современных музыкальных редакторов.