1.2. Эффект-процессор

Следующая особенность спецификации XG — это замечательные эффекты. В соответствии со спецификацией тон-генератор обязан иметь как минимум три независимых модуля эффект-процессора. Первые два из них называются Reverb и Chorus. Эти модули реализуют различные эффекты реверберации и хоруса. Третий модуль, называемый Variation (вариация), помимо собственного набора эффектов, реализует большинство эффектов модулей Reverb и Chorus. Эффекты, создаваемые любым из модулей, могут отличаться не только значениями отдельных параметров (временем задержки, коэффициентом обратной связи и т.п.), но и схемами, в соответствии с которыми данные эффекты реализуются. Например, эффекты CHORUS 1, CHORUS 2, CHORUS 3, CHORUS 4, CELESTE 1, CELESTE 2, CELESTE 3 и CELESTE 4 реализуются по одной и той же схеме и отличаются только значениями отдельных параметров. А для реализации эффектов FLANGER 1, FLANGER 2 и FLANGER 3 используется уже совсем другая схема. В рамках этой схемы эффекты FLANGER 1, FLANGER 2 и FLANGER 3 отличаются также только значениями отдельных параметров. В тон-генераторе DB50XG мы насчитали более 20 схем реализации эффектов.

О том, как выбрать конкретный вид реверберации, хоруса и вариации с помощью системных сообщений, мы рассказали ранее. В этой главе мы расскажем о том, как управлять прохождением сигнала через эффект-процессор и выбрать нужный тип эффекта с помощью тех же системных сообщений, но не заглядывая при этом в руководство пользователя синтезатора XG или в книгу. Отметим, что спецификация XG допускает модификацию параметров любого из эффектов.

Модуль Variation может работать в двух режимах: системном (System) и режиме вставки (Insertion). В системном режиме глубину эффекта вариации можно задать для любого из MIDI-каналов с помощью манипулятора №94. Модуль Variation работает точно так же, как и модули Reverb и Chorus.

В режиме вставки управлять модулем вариации несколько сложнее. Модуль не реагирует на положение манипулятора №94. Эффект можно накладывать только на один из партов. Но у этого режима существуют и свои плюсы — только в этом режиме с помощью назначаемых манипуляторов можно управлять отдельными параметрами эффекта Variation.

По умолчанию, модуль вариации находится в режиме вставки, и не выбран парт, на который должен накладываться эффект. Переключение модуля вариации в системный режим осуществляется системным сообщением F0 43 10 4С 02 01 5А 01 F7. Повторное выполнение данной команды вернет модуль в режим вставки.

Сделаем небольшое отступление. Только что мы привели очередной пример системного MIDI-сообщения. Обратите внимание на то, что все системные сообщения должны начинаться с шестнадцатеричного числа F0 и заканчиваться F7. Во всех сообщениях, приведенных в данной главе, на втором месте стоит число 43, называемое Yamaha ID (идентификатор устройства, произведенного фирмой Yamaha или совместимого с устройствами фирмы Yamaha).

В большинстве приведенных системных сообщений на третьем месте стоит число 10. С этим числом будьте осторожнее. Это код устройства, которому адресовано сообщение. Формат кода 1n, где n — номер устройства. Таким образом, обращение к устройству №0 кодируется числом 10, к устройству №1 — числом 11, №2 — числом 12 и т.д. Все последующие примеры системных сообщений в данной главе приведены для случая, когда в MIDI-системе имеется единственное устройство. А сейчас вернемся к особенностям эффект-процессоров XG.

В любом тон-генераторе XG обязательно присутствуют модули Reverb, Chorus и Variation. Однако количество может быть и больше, — например, четыре в MU80, шесть в MU100R и SW1000XG.

Чтобы использовать все возможности эффект-процессора, нужно иметь представление о том, как он работает (разумеется, представление с точки зрения музыканта, а не проектировщика). Осмысленный подход к вращению виртуальных регуляторов в любом из редакторов XG позволит получить именно те эффекты, которые вы задумали.

Спецификацией XG предусмотрена возможность подключения к тон-генератору внешних источников аналогового сигнала через два входа. Обычно это микрофонный и линейный входы. Сигналы от этих источников оцифровываются АЦП и могут обрабатываться в эффект-процессоре синтезатора. Потоки оцифрованной информации от аналоговых источников обычно называют «аналоговыми» каналами. Если парты синтезатора XG принято обозначать как Р1, Р2 и т.д., то аналоговые каналы — как AD1 и AD2 (Analog-Digit — AD). Тон-генератор XG с аналоговыми входами выполняет функцию, подобную караоке, за исключением того, что параметрами эффектов, накладываемых на аналоговые сигналы, можно управлять с помощью MIDI-команд и сами эффекты намного сложнее и богаче. Для обработки аналоговых сигналов эффект-процессоры XG могут создавать нетрадиционные для MIDI-инструментов эффекты: PITCH CHANGE — изменение высоты тона (позволяет избежать возбуждения акустического тракта), COMPRESSOR — сжатие динамического диапазона сигнала, NOISE GATE — подавление шума в паузах и др. Одним словом тoн-генераторы XG с аналоговыми входами реализуют принцип: все что вам нужно для «живого» исполнения у вас уже есть. Обработку аналоговых сигналов могут выполнять следующие тон-генераторы: CS1X, MU50, SW60XG, MU10, MU80, MU90R, MU100R, SW1000XG. На рис.2. показана функциональная схема зффект-процессора тон-генератора XG. Отметим, что все преобразования сигнала осуществляются в цифровой форме.

Рис.2. Функциональная схема эффект-процессора

Для обеспечения естественности звучания, прежде чем поступить в эффект-процессор, стереофонические сигналы с выходов партов преобразуются — устраняется информация о протяженности инструмента в пространстве, т.е. инструмент превращается в точечный источник звука (звук исходит из одной определенной точки панорамы). Однако информация о расположении точечного инструмента на панораме сохраняется. Таким образом, сигналы, подаваемые на входы эффект-процессора, не являются монофоническими в традиционном понимании этого слова. Как мы уже отмечали, инструменты XG бывают многоэлементными. Каждый элемент может иметь свое положение на звуковой панораме. Благодаря этому, инструменты могут занимать целую область панорамы, которую можно перемещать влево или вправо, например, с помощью манипулятора №10.

Уровни монофонических сигналов на входах эффект-процессора определяют глубину каждого из эффектов и устанавливаются виртуальными регуляторами VAR (в системном режиме), REV и CHOR. В процессе обработки монофонический сигнал приобретает свойства стереофонического (например, благодаря многократному переотражению звука точечного источника, различной задержке в каналах и т.п.).

В системном режиме допускается прохождение сигнала, уже обработанного в одном модуле, через другие: после обработки в модуле VARIATION — через REVERB и/или CHORUS, после обработки в модуле CHORUS — только через REVERB. Уровни сигналов, поступающих с выходов модуля VARIATION на входы модулей REVERB и CHORUS, задаются (в системном режиме) виртуальными регуляторами ToREV и ToCHOR. Уровень сигнала, поступающего с выхода модуля CHORUS на вход модуля REVERB, устанавливается регулятором ToREV.

Для каждого из блоков эффект-процессора можно задавать панораму и уровень сигнала на выходе (для модуля VARIATION только в системном режиме). Обработанные сигналы суммируются с исходным (DRY). Суммарный сигнал с выхода эффект-процессора поступает на ЦАП тон-генератора (в эффект-процессорах тон-генераторов XG, обычно используется 24-битное представление, а для цифро-аналогового преобразования — 18-битное). Регулятор уровня исходного сигнала (DRY) доступен только в системном режиме. По умолчанию он установлен в положение, соответствующее максимальному уровню сигнала.

Переключение режимов работы модуля VARIATION (системный — SYS и режим вставки — INS) осуществляется переключателем CON. В режиме вставки модуль VARIATION работает следующим образом. Переключателем PART выбирается номер парта или AD-канала, сигнал которого будет обработан. Сигнал от выбранного парта или канала попадает на регулятор D/W, предназначенный для изменения соотношения уровней исходного и об­работанного сигналов (DRY/WET). Сигналы от остальных партов или AD-каналов объединяются в поток данных DRY и без какой-либо обработки поступают на выход эффект-процессора. Из рис.2 может показаться, что никаких преимуществ у режима вставки по сравнению с системным режимом нет. В действительности это не так. На схеме не показаны регуляторы отдельных параметров эффектов. Некоторыми из этих параметров (только в режиме вставки) можно управлять с помощью назначаемого манипулятора АС1 (см. разд.1.4). Назначив какому-либо из устройств ввода MIDI-информации (колесу на MIDI-клавиатуре, педали и т.п.) номер такого манипулятора, можно управлять отдельными параметрами эффекта вариации в режиме игры.

Назад Содержание Вперед

Hosted by uCoz