3.4. Работа с программой

В разд. 2.2 мы рассказали о трех основных режимах использования редакторов XG (Stand Alone Mode, Dual Mode и Dual Mode With Record). Работу с программой в этих режимах рассмотрим на конкретных примерах.

Режим Stand Alone Mode

В режиме Stand Alone Mode редактор XG Edit выступает в качестве программы, монопольно владеющей портами ввода/вывода MIDI-информации. В этом режиме XG Edit можно использовать в качестве самостоятельного редактора.

ПРИМЕР 1

Программа используется как самостоятельный редактор для завершения подготовки композиции и редактирования отдельных параметров основы аранжировки, загружаемой в виде МIDI-файла. Порядок работы с программой следующий.

  1. Загрузить МIDI-файл.
  2. Подобрать инструменты и/или отредактировать параметры их звучания.
  3. Отредактировать, параметры эффект-процессора, партов и т.п.
  4. Сохранить MIDI-файл.

ПРИМЕР 2

Тон-генератор используется в качестве солирующего музыкального инструмента, a XG Edit — в качестве виртуального пульта управления состоянием тон-генератора.

  1. Загрузить сохраненную ранее конфигурацию тон-генератора в XG Edit.
  2. Подобрать инструменты и/или отредактировать параметры их звучания.
  3. Распределить парты по MIDI-каналам, определить область звучания партов на MIDI-клавиатуре и/или в соответствующем диапазоне скоростей нажатия MIDI-клавиш (обеспечить возможность одновременной игры на нескольких инструментах).
  4. Исполнить солирующую партию.
  5. Сохранить конфигурацию тон-генератора в файле (при необходимости).

ПРИМЕР 3

Программа используется как вспомогательный редактор в технологическом процессе подготовки сонга средствами музыкального редактора.

  1. Сохранить сонг, созданный в музыкальном редакторе в формате MIDI-файла (для передачи конфигурации тон-генератора из музыкального редактора в XG Edit) и закрыть музыкальный редактор (чтобы освободить MIDI-порты).
  2. Запустить XG Edit и загрузить MIDI-файл.
  3. Отредактировать интересующие параметры тон-генератора.
  4. Сохранить конфигурацию тон-генератора в файле, формат которого поддерживается музыкальным редактором (например, формат файлов банков системных сообщений) и закрыть XG Edit.
  5. Запустить музыкальный редактор, загрузить сонг и добавить в него файл, подготовленный в XG Edit (банк системных сообщений, описывающий конфигурацию тон-генератора).

Режим Dual Mode

В режиме Dual Mode и XG Edit, и музыкальный редактор имеют доступ к одному и тому же тон-генератору. Однако обмен информацией между ними невозможен.

ПРИМЕР

Часть партов тон-генератора задействована для воспроизведения сонга, содержащего не только MIDI- но и WAVE-сообщения, несколько партов используются для живого исполнения соло. Такая ситуация возможна, например, в том случае, если компьютерный музыкант хочет сам принять участие в концерте.

  1. В музыкальном редакторе запустить готовый сонг на воспроизведение.
  2. Открыть XG Edit.
  3. Выполнить операции пп. 1-5 ПРИМЕРА 2 для режима Stand Alone Mode.

Единственная опасность заключается в потенциальной возможности внесения искажений в звучание воспроизводимого сонга. Это может случиться, если случайно задействовать парты, предназначенные для воспроизведения сонга.

Режим Dual Mode With Record, «перехват» системных сообщений

Этот режим совмещает достоинства двух предыдущих с возможностью перехвата музыкальным редактором сообщений, посылаемых XG Edit.

ПРИМЕР

Проиллюстрируем технику перехвата на примере совместного использования XG Edit и Cakewalk Pro Audio. Допустим, вы уже настроили порты ввода/вывода MIDI-информации обеих программ в соответствии с табл. 4. (разд. 2.2).

  1. В Cakewalk Pro Audio откройте окно редактора банков системных сообщений Sysx, изображенное на рис. 31.
  2. Нажмите кнопку Receive, что послужит командой к началу процесса загрузки системных сообщений в редактор через MIDI-интерфейс.
  3. В окне диалога Receive System Exclusive редактора Cakewalk Pro Audio (рис. 32) выберите вариант запроса синтезатору на посылку системных сообщений и нажмите ОК. Поскольку нас не интересует какой-то конкретный тип сообщений, оставим пункт, выбранный по умолчанию (<You start dump on instrument>). В открывшемся окне SysxReceive... (рис. 33) проконтролируйте прием редактором системных сообщений. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока вы не нажмете кнопку Done или Cancel.
  4. Переключитесь в XG Edit и измените положение какого-либо регулятора. Любое изменение положения органов управления будет сопровождаться посылкой соответствующего системного сообщения. Например, если изменить время реверберации HALL1 на максимальное значение (30 с) и переключиться в Cakewalk Pro Audio, в окне Sysx Receive вы обнаружите сообщение о количестве принятых байт информации. Если нажать кнопку Done, то все принятые сообщения будут сохранены в виде банка. Если принятая информация вас не интересует, то нажмите Cancel.
  5. Откройте в музыкальном редакторе окно Edit System Exclusive Bytes с содержимым банка перехваченных системных сообщений (рис. 34). В XG Edit мы изменили положение всего лишь одного регулятора, а банк содержит множество системных сообщений. Дело в том, что XG Edit передает не конечное состояние виртуальных регуляторов, а отслеживает их перемещение. Сообщения, содержащие промежуточные значения регулируемого параметра, не имеют ценности и поэтому могут быть удалены. Оставьте лишь последнюю последовательность байт, начинающуюся с F0 и заканчивающуюся F7.
  6. Попробуйте самостоятельно записать перехватываемые сообщения без помощи редактора системных сообщений. Запишите их традиционным способом, нажав кнопку Record.

Рис.31. Окно редактора системных сообщений Cakewalk Pro Audio

Рис.32. Окно выбора синтезатора

Рис.33. Окно приема системных сообщений

Рис.34. Перехваченная последовательность системных сообщений

Итак, мы описали, как осуществлять перехват сообщений, посылаемых редактором XG Edit тон-генератору. Для чего это нужно? Допустим, вам понадобилось изменить в сонге значение какого-либо параметра. Использование XG Edit в режиме Dual Mode With Record позволит избежать необходимости использования справочных таблиц системных сообщений XG.

Использование системных сообщений в сонге Cakewalk

Соответствие тон-генератора требованиям спецификации XG гарантирует возможность одновременного использования трех эффектов. Три эффекта — много это или мало? Все зависит от вашей фантазии. Кому-то может показаться, что три эффекта — это много. Но и не мало, если имеется возможность использования нескольких типов одного и того же эффекта в одном сонге. Поясним на примере.

Можно ли сделать так, чтобы в начале сонга был выбран один тип вариации и в какой-то момент происходило переключение вариации на другой тип? Да, такая возможность действительно существует. Для этого необходимо поместить соответствующие системные сообщения в заданной точке сонга. Если системные сообщения размещаются в начале сонга или хранятся в банке системных сообщений с атрибутом Auto (автоматическая посылка сообщений при загрузке сонга), проблем не возникает. Если же они размещены не в начале сонга, то при воспроизведении в момент считывания системного сообщения может возникнуть сбой или пауза. Причина сбоя — специально создаваемые задержки при пересылке системных сообщений (чтобы синтезатор успел отреагировать на сообщение]. Тон-генераторы XG не нуждаются в этих задержках. Поэтому в файле TTSSEQ.INI после строки [Options] добавьте строки SysxSendDelayMsecs=0 (задержка по умолчанию 60 мс) и SysxDelayAfterF7=0 (no умолчанию установлено значение 1) и перезапустите редактор.

Обращаем ваше внимание на то, что переключать типы эффектов в процессе воспроизведения сонга нужно аккуратно, так, чтобы не возникали искажения. Например, если вы хотите переключить тип вариации, то предварительно, до переключения необходимо для всех каналов уменьшить глубину вариации до 0, дождаться, пока отзвуки эффекта затихнут (например, прекратится эхо) и лишь затем переключить тип эффекта, разместив в соответствующем месте сонга команду пересылки системного сообщения.

Назад Содержание Вперед

Hosted by uCoz