1.3. Манипуляторы XG

Спецификацией XG предусмотрены сообщения типа Control Change (смена положения манипулятора) для большого количества манипуляторов. Некоторые из них определены спецификацией GM, но есть и много новых. Все манипуляторы предназначены для управления параметрами тон-генераторов на уровне MIDI-каналов, но не на уровне партов.

Манипуляторы смены банка

Выбор банка осуществляется двумя манипуляторами: Bank Select MSB (манипулятор №0) и Bank Select LSB (манипулятор №32). Через первый передается старший семибитный сегмент номера банка, через второй — младший. Кратко охарактеризуем основные банки с учетом необходимых для их выбора значений LSB и MSB:

Чтобы сменить банк, не обязательно передавать два сообщения типа Controller. Современные программы, такие как, например, Cakewalk Pro Audio, автоматизируют процесс выбора банка — одним сообщением типа Patch Change выбирается и номер банка, и номер инструмента в банке.

Манипуляторы управления портаменто

Портаменто — это скользящий переход одного звука в другой (по высоте). Для управления этим эффектом предназначены три манипулятора.

Включение/выключение портаменто осуществляется манипулятором №65 (Portamento). Если значение манипулятора составляет от 0 до 63, то эффект выключен, а если от 64 до 127 - включен.

Время перехода от одной ноты к другой задается манипулятором №5 (Portamento Time).Диапазон возможных значений: от 0 (минимальное время перехода) до 127 (максимальное время перехода). Допустим, вы нажали клавишу митретей октавы. Зазвучит нота. Затем — клавишу мичетвертой октавы. Зазвучит нота ми третей октавы, причем высота взятой ноты плавно возрастает до ми четвертой октавы. Скорость нарастания определяется положением манипулятора Portamento Time.

С помощью манипулятора №84 (Portamento Control) можно задать номер MIDI-клавиши, от которой начнется портаменто. Причем нажимать эту клавишу не нужно. Например, если выбирать ноту №40 (митретьей октавы при нумерации MIDI-октав от 0), то при нажатии клавиши ми четвертой октавы портаменто будет исполнено от ми третьей до мичетвертой октавы.

При использовании манипулятора Portamento Control номера MIDI-клавиш, используемых в качестве параметров MIDI-сообщений и номера клавиш на реальной клавиатуре — различные. Любая реальная MIDI-клавиатура без использования программной транспозиции содержит лишь часть виртуальной MIDI-клавиатуры, состоящей из 128 MIDI-клавиш. Вам нужно узнать номер клавиши на виртуальной клавиатуре? Каким образом это сделать? Если вы в музыкальном редакторе Cakewalk Pro Audio, то, вероятно, очень часто используете окно отпечатков клавиш Piano Roll. В этом окне отображается текущая позиция курсора мыши на рулоне отпечатков в координатах нота - время, указывается нота, которой соответствует позиция курсора и в скобках ее номер. Этот номер вам и нужен. В этом же окне расположен редактор графиков положений манипуляторов и огибающих громкости. Для редактирования положения манипуляторов удобно использовать совместно окна Piano Roll и Event List.

Обратите внимание на то, что после передачи сообщения Portamento Control, параметр Portamento Time «сбрасывается» на 0. Поэтому сообщение Portamento Time нужно посылать после сообщения Portamento Control.

Манипулятор громкости

Канальная громкость определяется положением манипулятора №7 (Main Volume). Диапазон возможных значений: от 0 (тишина) до 127 (максимальная громкость).

Манипулятор панорамы

Панорама для инструментов заданного MIDI-канала задается манипулятором №10 (Pan). Нулевое положение соответствует крайней левой точке панорамы, положение 127 — крайней правой. Нетрудно догадаться, что центру панорамы соответствует положение 64.

Манипулятор экспрессии

Манипулятор №11 (Expression) управляет экспрессией. Изменение экспрессии проявляется как изменение громкости в заданных манипулятором №7 пределах. Нулевому положению манипулятора соответствует минимальная экспрессия, положению 127 — максимальная.

Манипулятор сустейн-педали

Манипулятор №64 (называемый Hold 1 или Sustain) отслеживает положение сустейн-педали, подключенной к MIDI-клавиатуре. Действие этой педали аналогично действию правой педали фортепиано. При нажатии сустейн-педали ноты, звучавшие до ее нажатия, будут продолжать звучать, даже если отжать соответствующие MIDI-клавиши. Звучание будет продолжаться до тех пор, пока педаль не будет отпущена. Звуки MIDI-инструмента при этом могут затухать, но с такой же скоростью, с какой они бы затухали, если бы MIDI-клавиши не были отпущены. Если значение манипулятора №64 находится в диапазоне от 0 до 63, то интерпретатором MIDI-команд это будет воспринято, как не нажатая сустейн-педаль, а если от 64 до 127 — как нажатая.

Манипулятор состенуто

Манипулятор №66 (Sostenuto) предназначен для обеспечения работы педали состенуто. Действие ее похоже на действие сустейн-педали. Различие заключается в том, что педаль состенуто задерживает только те ноты, которые звучали до ее нажатия. В положении манипулятора от 0 до 63 педаль отпущена, от 64 до 127 — нажата.

Манипулятор софт-педали

Манипулятор №67 (Soft Pedal) обслуживает софт-педаль. Действие этой педали аналогично действию левой педали фортепиано. Если она нажата, то звук MIDI-инструмента приглушается, становится тише. В положении манипулятора от 0 до 63 — педаль отпущена, от 64 до 127 — нажата.

Манипуляторы управления параметрами звука

В спецификации XG для модификации звучания инструментов предусмотрены 4 манипулятора:

Любой из этих манипуляторов в нейтральном положении (64) не влияет на звучание инструментов. Отклонение манипулятора в ту или иную сторону вызывает изменение соответствующего параметра инструмента. Хотя диапазон возможных положений этих манипуляторов составляет 0—127, эффективный диапазон может быть значительно уже. При изменении положения этих манипуляторов необходимо руководствоваться исключительно слухом. Ведь на соответствующих колесах и движках MIDI-клавиатуры отсутствует какая-либо цифровая шкала. Главное, чтобы звучало хорошо, и не важно, в каком конкретном положении при этом будет находиться тот или иной манипулятор.

Манипуляторы управления глубиной эффектов

Управление глубиной эффектов — реверберации, хоруса и вариации (в системном режиме) — осуществляется манипуляторами №91, 93 и 94 соответственно.

Манипуляторы доступа к RPN и NRPN

Назначение RPN (Registered Parameter Number) с одними и теми же номерами у синтезаторов разных моделей и разных производителей совпадает. Поэтому они и называются фиксированными, или регистрированными (Registered).

RPN доступен, если заданы его номер и значение. Номер фиксированного параметра выбирается манипуляторами №100 (RPN LSB) и №101 (RPN MSB). Фиксированный параметр №0 (MSB=0, LSB=0) служит для установки чувствительности колеса изменения тона, параметр №1 (MSB=0, LSB=1) — для точной настройки тона всей MIDI-системы (всего тон-генератора), а параметр №2 (MSB=0, LSB=2) — для грубой настройки. Последние два параметра служат для обеспечения совместного использования тон-генератора с реальным инструментом. Реальный инструмент подстроить под цифровой сложнее, чем цифровой под реальный.

Для изменения значения выбранного с помощью манипуляторов №100 и №101 фиксированного параметра используются четыре манипулятора: №6 и №38 (Data Entry MSB и Data Entry LSB) — для непосредственного ввода значения параметра, а также №96 (RPN Increment) и №97 (RPN Decrement) — для увеличения или уменьшения значения выбранного параметра на заданную величину. Назначение NRPN (Non-Registered Parameter Number) с одними и теми же номерами у синтезаторов разных моделей и разных производителей может быть различным. Назначение всех нефиксированных параметров спецификации XG, как это ни странно звучит, фиксировано. Сделано это для обеспечения совместимости тон-генераторов XG. Нефиксированным параметрам спецификации XG название «нефиксированные» досталось по наследству от предыдущих MIDI-спецификаций.

Номер нефиксированного параметра выбирается манипуляторами №98 (NRPN LSB) и №99 (NRPN MSB). В XG существуют сотни NRPN. С помощью них можно управлять параметрами вибрато, модифицировать звучание мелодических и ударных инструментов (в наборах Drums 1 и Drums 2). Значения нефиксированных параметров устанавливаются с помощью уже упомянутых манипуляторов №6 и №38. Обычно при вводе значений RPN и NRPN возникают трудности с разбиением чисел на семибитные фрагменты. В соответствии со спецификацией XG значения RPN и NRPN задаются только старшим сегментом, что позволяет изменять значение выбранного параметра с помощью одного манипулятора №6. Управление параметрами RPN и NRPN осуществляется в следующей последовательности:

Поскольку манипулятор Data Entry MSB единственный, а параметров много, то одновременный доступ к нескольким параметрам невозможен. Чтобы получить доступ к очередному параметру, нужно заново выполнить приведенную выше последовательность операций. В современных музыкальных редакторах управление параметрами RPN и NRPN автоматизировано. Например, в Cakewalk Pro Audio, начиная с версии 6.0, пользователю достаточно задать номер параметра и его значение, а все остальные действия с манипуляторами проделает программа. Благодаря этому возможен так называемый псевдоодновременный доступ к RPN и NRPN.

Канальные сообщения

Канальные сообщения предназначены для управления состоянием отдельных MIDI-каналов. Для передачи канальных сообщений используются манипуляторы №120-127 (кроме №122). В качестве аргумента любого из канальных сообщений, кроме одного (Mono), посылается ноль. Перечислим канальные сообщения:

Назад Содержание Вперед

Hosted by uCoz